Москва, Выставочный зал МОСХ
Живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное и театрально-декорационное искусство
Елена Барановская
Александр Гневушев
Александр Игнатов
Владимир Лысяков
Михаил Мосин
Виктор Разгулин
Елена Рылеева
Сергей Рябченков
Владимир Скипор
Статья «Александр Гневушев» из каталога выставки
Александр Гневушев нашел для себя главное. Это ― стихия природы, ее удивительная красота, неповторимость и таинственность. Природа, существующая не только сама по себе, но увиденная и прочувствованная человеком, способным увидеть и оценить всю ее красоту. Поэтому он так откровенно преклоняется перед творениями старых мастеров, старается стать не копиистом, а их прилежным учеником. При этом он старается пользоваться традиционными материалами, предпочитая, например, плоской кисти ― круглую, дающую живописный мазок и позволяющую краской подчеркнуть рисунок. Находя цвет в живописи условным, он отдает главенствующее место в ней ― тону, выразительности исполнения (подмалевок в гризайли, определенность в наложении красок, использование лессировок, конечная обработка поверхности).
Большую часть детства А. Гневушев провел в Пятигорске: город в горах, яркие краски, за перевалом начинаются субтропики… Еще тогда он почувствовал, что будет художником. В 1977 году Александр заканчивает Московское художественное училище памяти 1905 года (факультет реставрации); в 1978 г. становится членом Объединения молодых художников и искусствоведов при СХ СССР.
Большое видится на расстоянии. «Живу в Москве, а работы ― пятигорские», ― замечает живописец. «Улица в Пятигорске» ― работа, в которой автор стремиться осмыслить свет и тень как философские категории. Преобразуя их в изобразительные, А. Гневушев оперирует ими для построения пейзажа, в условное пространство которого человек вовлекается через образно-пластический ход: зритель находится в тени на первом плане. Тень еще выхватывает небольшие пространства под деревьями. Но за косогором ― свет, яркое пятно света… Эта картина ― не натуральная, она выполнялась и домысливалась в мастерской с этюда. Колорит сдержанный, построенный на тонких сочетаниях земляных красок. «Тополя» ― та же задача взаимоотношения света и тени. И в то же время в пейзаже выражено «примирение» плановости с намеренным использованием больших пятен локального цвета, работающих декоративно. Работа написана пастозно. Попутно решается задача создания произведения в три цвета. «Южный пейзаж» строится по принципам декоративности: красная линия дорожки определенно идет по плоскости картины ― диагонально, создавая рационально продуманную гармонию. В этой работе присутствует напряженная насыщенность цветового звучания. Пейзажи «Старое кладбище» и «Мельница на реке Подкумок» несут в себе романтическую окраску, связанную с переосмыслением впечатлений художника о далеком прошлом.
«Когда в пейзаже присутствует водное пространство, его всегда интересно писать, ― говорит художник. ― И человек не только не должен терять контакта с природой, но быть с ней как можно дольше: быть ближе к воде, лесу, земле, в итоге ― к людям». И он не голословен, часто ходит на яхте по различным водным маршрутам нашей страны. Последние шесть лет он путешествовал по Северу, создав там много замечательных пейзажей. Санаторий «Белый лебедь» и «Яхта у причала» ― с тонким вкусом исполненные акварели; «Пейзаж с удильщиком», в котором мы воспринимаем романтику общения человека с природой, представшую нашим глазам неожиданно и тихо, как видение; и еще ряд произведений, где все логически обусловлено, а не скопировано с натуры. Отличительная черта творчества А. Гневушева ― избегать каких бы то ни было случайностей, подчиняя изображение определенному ритму, колориту, состоянию в целом, ― устойчивым законам живописи. Но если он и включает в пейзаж изображение, например, баркаса, корабля или яхты, то считает необходимым добиться предельно убеждающей конструктивной точности. Если мы видим на его полотне летящую чайку, мы будто ощущаем сопротивление ветра при наклоне ее крыльев, что говорит о подлинно исследовательском подходе художника к окружающему миру.
Особый интерес вызывает его совсем небольшое полотно «Мост в Маэксе». Это произведение отмечено высоким совершенством. Глядя на него, вспоминаются пейзажи XVII―XVIII вв. Голландии и Италии. В нем гармонично сбалансированы цветовые пятна, оно очень живописно, хотя, как всегда, А. Гневушев использовал скупые выразительные средства. Работа выдержана в весомом, охристом, тепло-зеленом колорите, который «озвучивается» точно найденным по цвету пятном сиены жженой. В этом пейзаже художник изображает жаркий летний день, в продолжение которого редко проходит повозка или машина, мы очень живо представляем за раскидистыми густыми деревьями рыболовецкий поселок у Белого озера. Для всех его жителей этот мост ― неотъемлемая часть жизни. А для художника мост ― серьезная проблема, давно волновавшая его. Мост содержит свет (на всей поверхности) и тень (жутковатое, давящее пространство под ним). Вода первого плана, освещенная солнцем, ― живая, безмятежная, а под мостом ― другая жизнь, она становится мрачной, как воспоминание о разбившемся лодочнике… Мост ― это выражение преодоления воды человеком, чье присутствие ощущается в пейзаже, и для которого за тенью моста вновь загорается яркий свет солнца, открывающего просторы, уходящие в бесконечность.
В заключение можно сказать, что Александр Гневушев и в своем творчестве последовательно ищет связь явлений, свои «мосты», утверждающие единство законов искусства.
Каталог
1976
Крыши
Холст, масло. 48 х 30
1978
Мост в Маэксе
Картон, масло. 28 х 36
Мельница на реке Подкумок
Холст, масло. 41 х 45
Южный пейзаж
Холст, масло. 50 х 50
Яхта у рыбацкого причала
Бумага, акварель. 28 х 32
Санаторий «Белый лебедь»
Бумага, акварель. 25 х 32
Старое кладбище
Холст, масло. 46 х 55
Вид на гору Бештау из микрорайона «Белая ромашка»
Картон, масло. 40 х 50
1979
Натюрморт с морскими раковинами
Холст, масло. 45 х 52
Улица в Пятигорске
Холст, масло. 45 х 51
1980
Пейзаж с удильщиком
Холст, масло. 48 х 60