Прогулки по берегу, 2002

Реутовская картинная галерея

Каталог выставки

Прогулки по берегу

Казалось бы, все ясно и просто, лежит на поверхности — пейзажист, маринист, русский север, паруса, ветры странствий, достоверность сухой, почти протокольной манеры, строгая палитра, суровый колорит.

Однако все перечисленное не в полной мере объясняет замысел художника, задачи его живописи. Его творческие интересы не ограничиваются рамками «чистого» пейзажа, а выбор жанра продиктован образом жизни.

Александр Гневушев родился в 1950 году в Сибири, живет в Москве. Окончил отделение реставрации Московского художественного училища Памяти 1905 года. С 1978 года — член молодежного объединения Союза художников, затем – Союза художников СССР. Участник многих московских, республиканских и всесоюзных выставок.

Большую часть времени художник проводит не в московской мастерской, а в длительных путешествиях под парусом, часто в одиночку, забираясь в самые глухие уголки русского севера. Московская жизнь заполнена подготовкой к новым походам.
Образ жизни Александра Гневушева — отчасти экстравагантное чудачество, к тому же достаточно дорогое и опасное. Еще в студенческие годы идея путешествия по северу, бедному дорогами, но богатому водными путями, была воплощена в жизнь на паруснике, построенном своими руками.

С тех пор сменилось не одно судно, давняя привязанность стала образом жизни, определяющим внешний изобразительный ряд его работ. Это не мечта урбанизированного художника о чем-то далеком, романтическом. Это — среда обитания.

Художник намеренно ограничивает свою палитру. Истоки этого в давней привязанности к классической китайской живописи, в обращении к «улыбке человечества», основе европейского искусства — греческой культуре с ее «благородной чистотой и спокойным величием», оперировавшей в живописи всего четырьмя красками. Полотна Александра Гневушева сдержаны, лишены цветовых диссонансов, являя собой примеры двух и трехцветных гармоний.

В последнее время художник полностью отказался от практики выполнения картины на пленэре. В основу изобразительной канвы ложатся осмысление и обобщение накопленных впечатлений и ощущений. Композиционному построению картины художник придает первостепенное значение. Этому подчинено все. Композиция Александра Гневушева строга, выверена и чрезвычайно интересна. Благодаря точно найденному формату работ, оптическому и смысловому центру, пересечению главных линий, соответствию плоскостей и объемов, активно организованному ритму, паузам, соподчинению акцентов работы живописца становятся достоверными, заставляют зрителя подолгу их рассматривать. На уровне композиционного построения определяется одна из главных задач художника — эстетическое решение и осмысление плоскости картины.

Суть предмета является художнику в зыбком, мимолетном ощущении особого мира, наполненного разговорами камней, шорохом трав, запахами талой воды и водорослей.

Мгновения на стыке реального и ирреального воплощаются в «тихий мир сумерек» и одиночества, умиротворенности неспешного покоя, где напряженная вертикаль мачты приобретает особый смысл.
Александр Гневушев строит свой собственный мир в плоскости картинного бытия — абсолютно достоверный, искренний и совершенно невозможный с точки зрения тривиального мышления.

Подняв для себя столь высоко уровень профессиональных требований, художник обращается к тем, кто готов устремиться вслед за мастером к новым берегам.

Александр Петров
1991 год


Александр Гневушев
Удар волны.
1990
Холст, масло. 105 х 120

 

Живопись Кирилла Опухлого

В 1996 году искусствовед, знаток творчества Кирилла Опухлого и его близкий друг Георг Грасхюпффер в статье к каталогу писал: «Даже беглое знакомство с работами К. Опухлого не оставляет сомнения в том, что перед нами художник прежде всего культурный, обладающий широкой эрудицией и рассчитывающий на соответствующую зрительскую реакцию».

Действительно, те различные впечатления, которые оставляют работы живописца, имеют общую основу, поскольку рождены от общения с весьма выверенным, опирающимся на самые высокие достижения мировой живописи и, в этом смысле, утонченным искусством.

Нетрудно заметить, с какой последовательностью в выборе пластических средств художник стремиться к благородной немногословности композиции, изысканности линий и безупречным отношениям цветовых пятен. Эти отличительные черты работ К. Опухлого выгодно выделяют его творчество в какофонии современного изобразительного искусства. Ясность концепций и буквально непреклонная воля, проявляющаяся при их воплощении, ставит художника в ряд современных мастеров, для которых погоня за модной скандальностью формы и безотчетная смена творческого имиджа совершенно не приемлемы.

В последнее время излюбленными жанрами живописца являются марины, натюрморты и сюжетные композиции. Мы замечаем, в сущности, художнику важно не столько то, что он изображает, сколько те изобразительно-пластические принципы, исходя из которых он выстраивает свое видение того или иного сюжета.

Глядя на полотна К. Опухлого, зритель где-то «между строк» сначала начинает чувствовать, а затем видеть скрытый внутренний план. Так, в морском пейзаже 1997 года «Песчаный берег» следует обратить внимание на размер работы – 50 х 61 см. Ведь это не что иное, как излюбленный формат голландцев XVII века, образованный двумя вертикально поставленными прямоугольниками «золотого сечения», по классическим образцам и нормам которого выполнены основные членения композиции.

В серии натюрмортов, вновь следуя старым мастерам, К. Опухлый помещает предметы на уровне глаз. Этот старый, весьма забытый прием эффективно срабатывает, подчеркивая значительность изображаемого, когда самая обыденная вещь (камень или бутылка) подчас становится величественным явлением бытия.

Великому Тициану приписывают утверждение о том, что если художнику удастся «поставить» (то есть организовать, привести к согласию) хотя бы пять пятен, то можно считать, что он написал картину. Безусловно, живопись К. Опухлого подтверждает это определение – ни в одной работе вы не увидите случайного пятна.

Сюжетные композиции занимают в творчестве художника несколько меньшее место, но и среди них есть очевидные удачи. Как пример можно привести замечательную работу 1992 года «Прогулка» — необычный сплав реальности происходящего с метафоричным, глубоким образом.

Что же касается технического мастерства, то оно настолько очевидно, что и самый неискушенный зритель, и опытный коллега оценят его.

В заключение хочется сказать несколько слов о новых интонациях, появившихся в работах последнего времени. Особенно они проявляются в серии натюрмортов, живописный язык которых приобрел более мягкий, размытый в касаниях характер («Натюрморт. Камень-«глаз», 1997). Несколько изменился и взгляд художника на объект – предметы показаны более крупным планом, их число стало меньшим. Линии, пятна, круги и другие фигуры, а также фактура небольшого камешка напоминают светящиеся траектории комет на ночном небе или поверхность отдаленной планеты. Кажется, что если раньше предметы разговаривали между собой, то теперь они выразительно и таинственно молчат. Это молчание завораживает.

А. А. Козьмин


Кирилл Опухлый
Семья морехода.
1997
Холст, масло. 73 х 91


Открытие выставки

Обсуждение закрыто.